Какие компании и как быстро могут прийти на место ушедшим из России

Какие компании и как быстро могут прийти на место ушедшим из России

Павел Селезнев, первый замдекана факультета социальных наук и массовых коммуникаций, профессор департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ:

— Санкции, объявленные "стратегическими партнерами" против России, условно можно разделить на 3 группы. Во-первых, это санкции, направленные на то, чтобы лишить нас денег. Это, например, блокировка активов Центрального банка, номинированных в долларах, евро, швейцарских франках и йенах. Сюда же относятся санкции против российских банков, которые теряют возможность получать дешевое финансирование с международных рынков и проводить международные расчеты.

Во-вторых, это санкции, нацеленные на то, чтобы отрезать Россию от современных технологий. И, в-третьих, наиболее многочисленные санкции, веденные западным бизнесом под давлением своих правительств, — это отказ от поставкок в Россию различной импортной продукции и остановка собственных производств на территории нашей страны. Эти санкции нацелены на то, чтобы отрезать россиян от потребительских благ, поставка которых обеспечивается крупными мировыми производителями.

То есть коллективный Запад не может не платить России за все товары, в которых он нуждается — нефть, газ, металлы и многое другое. Он не может отрезать Россию от поступлений от внешней торговли. Задача состоит в том, чтобы россияне не могли эти деньги потратить из-за того, что необходимые блага в страну больше не поставляются. Цель Запада состоит в том, чтобы надавить на население, показать, что полки в магазинах пустые, те товары, которые доступны, сильно дорожают, платежеспособность населения падает, и вызвать социальное недовольство, которое, в свою очередь, будет инструментом давления на российские власти при урегулировании украинского кризиса.

Для противодействия такому давлению необходимо использовать целый набор инструментов. Правительство предлагает иностранному бизнесу, который хочет остаться в нашей стране, либо продолжать работу на прежних основаниях или, если это невозможно, передать свои активы в России местному бизнесу, заявить о выходе из России и продолжать работать на партнерских основаниях с теми людьми, которые стали временными держателями их активов в нашей стране.

Если же западные компании хотят по тем или иным причинам полностью покинуть российский рынок, их активам грозит национализация по статье "умышленное банкротство". Потом они будут переданы тем компаниям, которые готовы продолжать их использование. Надо понимать, что народу в первую очередь нужны не бренды, а товары. Важная задача, которую здесь предстоит решить, — это снятие патентной защиты с технологий западных производителей, чтобы их бизнес в России продолжал работать. Если говорить, например, об известных мебельных брендах, то они могут стать площадкой для продвижения российских производителей из регионов.

Что касается автопрома, то его лучше всего передать в управление российским компаниям: КАМАЗу, например, в Ростех, который решит, как их использовать.

Другое направление борьбы против корпоративных санкций — это расширение закупок продукции из стран, которые не участвуют в антироссийских санкциях и где производятся те потребительские блага, которые стали недоступными на российском рынке. Российские оптовики должны наладить цепочки поставок аналогов из таких стран, как Турция, Пакистан, Бангладеш, Индия, Китай, из стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и других стран.

Надо помнить, что страны постсоветского пространства не участвуют в санкционном давлении на Россию, и в этих странах необходимые товары присутствуют на рынке. Соответственно, пришло время малого бизнеса, который займется поставками всего необходимого из-за границы с территории постсоветского пространства. В определенной степени мы возвращаемся в 90-е годы, когда эту функцию выполняли российские "челноки". Могут снова возникнуть рынки бытовой техники, на которых в 90-е годы, да и в более поздние времена, можно было купить все, что угодно. Там же продавались программные продукты со снятой защитой, видеоконтент, игры и многое другое. На специализированных рынках можно было приобрести запчасти для автомобилей. Так что без техники Россия не останется.

Другое дело, что услуги посредников будут поднимать стоимость продукции. Это потребует индексации пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетников и тех, кто занят в частном бизнесе, чтобы они смогли купить эту продукцию на рынках или в магазинах. И здесь очень важно, чтобы малый и средний бизнес, занятый в поставках всего необходимого, имел возможность проводить финансовые операции без ограничений и по стабильному, понятному курсу. Причем для бизнеса важнее не стоимость доллара, а стабильность курса национальной валюты. Российское правительство должно решить эту проблему, и тогда серьезных препятствий для поставок всего необходимого просто не будет. Да, действительно, в первое время, когда будет идти переналадка логистических цепочек, возможны сбои в поставках. Но это явление будет временным и не поставит под сомнение устойчивость политической и социально-экономической системы России.