Автокомпании все чаще предлагают покупать машины онлайн

Работающие в России автокомпании все чаще предлагают приобретать машины онлайн. Только этой осенью об открытии виртуальных шоурумов объявили в General Motors и Geely. Скорый запуск удаленного сервиса анонсировали в Genesis. А накануне стало известно, что в Сети появились электрокары Tesla. «РГ» выяснила, можно ли говорить о полной диджитализации российского авторынка.

Автокомпании все чаще предлагают покупать машины онлайн

Тема онлайн-продаж в России подогревается не только автобизнесом, готовым следовать веяниям времени. Покупатели все чаще обращают внимание на такой способ приобретения машин из-за его безопасности в пандемию и негативного опыта общения с дилерами. И дело даже не в мошенниках под вывесками автосалонов, которые завлекают неискушенных автолюбителей в шоурум скидками, а затем правдами, а чаще неправдами, принуждают к покупке втридорога.

Увы, теперь и официальные дилеры действуют едва ли не по тем же схемам. Из-за дефицита машин условия на рынке диктует продавец, и этому не спешат противостоять даже производители. В ответ на жалобы по поводу бешеных накруток к указанным в прайс-листах ценам в автокомпаниях обычно отвечают, что дилеры — самостоятельные юрлица и действуют якобы в рамках закона. В результате даже «бюджетные» Lada порой продают вдвое дороже изначальной стоимости за счет навязанного оборудования. «От «допов» вы можете отказаться, но наша цена останется», — этой фразой «прославился» менеджер одного из питерских салонов Lada, не зная, что покупатель ведет запись на видео.

Как сообщил «РГ» гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, сейчас уже 99% новых автомобилей реализуются с «допами». Ранее доля продаж с накрутками составляла 20-30% в зависимости от бренда и его дефицитности.

Формально реакция со стороны производителей есть. Так, в Hyundai еще в конце 2020 года запустили онлайн-продажи напрямую от дистрибьютора. Сервис оказался востребованным, и вскоре дилеры направили в свою отраслевую ассоциацию коллективную жалобу. Дескать, потеря доходов грозит им закрытием. Впрочем, система работает не безупречно. В компании ссылаются на нехватку «живых» машин. И в итоге два-три десятка выставленных в онлайн-шоуруме автомобилей расходятся за… 10-12 секунд.

— Прямую продажу автомобиля на сегодня предлагают три бренда — Hyundai, Volkswagen и Chery. Однако существуют риски не получить выбранную комплектацию в срок по забронированной цене, так как в условиях дефицита новые авто регулярно дорожают. Кроме того, покупка у официального дилера дает возможность получить все необходимые услуги — страхование, кредитование, — одновременно с приобретением авто, — отмечает руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина.

Гендиректор сети Fresh Auto Денис Мигаль из недостатков онлайн-продаж у производителя выделяет неполный перечень дополнительных опций на сайте, так как «на создание полноценного каталога требуются время и деньги».

— Также возможности некоторых интернет-площадок ограничены выбором цвета кузова и салона, комплектации, что неприемлемо для клиентов премиум-класса, где уникальность деталей — главный критерий выбора. Ну и, конечно, клиент не может посмотреть схожий автомобиль другого производителя. Ему нужно выходить, искать другой сайт, — отмечает эксперт.

Независимые эксперты также полагают, что пока рано говорить о переходе авторынка в онлайн-среду. Да и потребители в большинстве своем не готовы приобретать машину, не «потрогав руками». Порой решение они принимают в процессе тест-драйва или просто сидя в салоне автомобиля. Остается нерешенной и проблема инструментария.

— Электронные цифровые подписи не так распространены в России, а сервисы, предлагающие заключение сделок онлайн, законодательно не утверждены. Поэтому «живую» подпись под договором все-таки нужно поставить. Кроме того, не все до сих пор готовы оплачивать автомобиль с карточки просто на сайте. Непросто проходит и заключение договоров автокредитования, — сетует директор компании Gruzdev-Analyze Александр Груздев.

То есть пока большинство виртуальных шоурумов позволяют клиентам лишь выбрать и забронировать машину, но даже не избавляют от тех же «допов» и навязанных финансовых услуг.

Пока большинство виртуальных шоурумов вовсе не избавляют клиентов от навязываемых дилерами дополнительных услуг и компонентов

— Полноценных проектов онлайн-продаж автомобилей — единицы, и объем в таком канале не превышает пары процентов от общей реализации. В ближайшей перспективе такие продажи будут развиваться. Но пока это, скорее, высокотехнологичные решения «на вырост», дополнительная возможность для потребителей, которые привыкли к новому уровню взаимодействия с продавцами, и еще один способ для дилеров взаимодействовать с клиентами, — подчеркивает главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов.