Уход с российского рынка крупного белорусского поставщика норвежского лосося не сможет вызвать глобального дефицита такой продукции, считает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Он пояснил, что на данный момент Норвегия остается крупнейшим в мире экспортером лосося: в 2021 году она экспортировала 1,3 млн тонн на 9,28 млрд долларов — это самый значительный показатель страны на сегодняшний день. До введения Россией в 2014 году продэмбарго Норвегия была основным поставщиком лосося на наш рынок с долей 32,3%. С введением продэмбарго Россия довольно быстро нашла замену — наладила импорт из Фарерских остров, Турции, Чили, Армении.
Беларусь же продолжала закупать норвежский лосось и часть произведенной продукции поставляла в Россию.
"Потеря основного поставщика сырья действительно могла повлиять на решение "Санта Бремора" об уходе с рынка. Но, несмотря на популярность бренда в России, его уход не способен вызвать глобальный дефицит на российском внутреннем рынке. Скорее, это откроет нишу для новых торговых марок и нового ассортиментного ряда", — говорит Зверев.
По его словам, Россия остается одним из крупнейших добытчиков тихоокеанских лососей, и перерабатывающие заводы могут наладить производство продукции из российской горбуши, кеты, нерки. Хотя для предприятий европейского части страны это будет логистически сложнее.
Кроме того, на удовлетворение потребностей внутреннего рынка практически полностью ориентирована отечественная аквакультура (выращивание рыбы). За пять лет объемы производства лососевых выросли почти втрое, достигнув в прошлом году 137 тысяч тонн. Однако этот сектор рынка зависим от импортных материалов, что неблагоприятно сказывается на ценообразовании и несет риски на производство, говорит эксперт. Впрочем, правительство уже дало поручения по развитию кормовой базы и посадочного материалы, которые помогут решить проблему.
"Сейчас ситуация на внутреннем рынке действительно нестабильная — разрыв логистических цепочек, партнерских отношений с импортными поставщиками, усиление санкционного давления и снижение покупательской активности из-за сокращения доходов населения не позволяют спрогнозировать спрос и предложение на рынке, что вызывает тревогу у дистрибьютеров и переработчиков", — пояснил Герман Зверев.
По его словам, в апреле это привело к "замиранию" и, как следствие, снижению цен на лососевые, а в мае — к ажиотажному спросу и росту цен. Это касается как российского аквакультурного лосося, так и чилийского. Пока мартовский скачок курса доллара продолжает оказывать влияние на цены.
Эксперт рассказал, что ВАРПЭ в прошлом году провела специальное исследование, которое показало "ценовую инерцию" — скорость снижения цен вдвое ниже скорости их роста. Поэтому текущий курс доллара "проявится" на цене только к осени, но и он может быть "съеден" логистическими затратами. При этом уже 1 июня начнется лососевая путина на Дальнем Востоке, что добавит объемов сырья на рынке.
"Поэтому с учетом реальной покупательской способности и собственных объемов вылова и производства, а также сохраняющейся возможности импорта из ряда стран мы не видим предпосылок для дефицита сырья для производства продукции из красной рыбы", — делает вывод Герман Зверев.
Ранее "Коммерсант" сообщил, что прекращение доступа к норвежскому лососю после начала военной операции на Украине вынудило белорусского производителя "Санта Бремор" приостановить поставки в Россию семги под брендом "Русское море".