Эксперт: Трехлетний бюджет станет первым экзаменом для новой Госдумы

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. Специально для «Российской газеты» эксперт оценил главный финансовый документ страны. Андрей Тенишев, заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС при Президенте РФ:

— Правительство завершило работу над проектом федерального закона о бюджете на 2022-2024 годы. "Наш бюджет ориентирован на то, чтобы в полной мере выполнить все обязательства государства перед гражданами. Расходы на эти цели сокращать не будем", — заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Документ должен поступить в российский парламент до 1 октября. Рассматривать закон о бюджете будет уже новый состав Госдумы.

Несмотря на текущие экономические трудности, финансовый план России на ближайшее трехлетие можно считать умеренно оптимистичным. Хотя бы потому, что рост внутреннего валового продукта в 2024 году должен составить 151,5 трлн. рублей. Задача вполне посильная, если учитывать, что уже в этом году рост ВВП ожидается на уровне 4,2 процента. Инфляционные ожидания также вполне прогнозируемые. По итогам 2021 года этот показатель выйдет на уровень 5,8 процента с последующим снижением до отметки в 4 процента. В 2022 году рост доходов федерального бюджета должен составить почти 26 трлн. рублей. При этом ожидается, что первые два года трехлетки станут профицитными в пределах одного процента ВВП. И только в 2024 году ожидается небольшой дефицит госбюджета в пределах 0,2 процента ВВП.

Думаю, что оптимизм правительства связан с восстановлением экономики в текущем году и прогнозируемом ее росте в период действия нового бюджета. Премьер Мишустин отметил, что в основе документа лежит простая идея — рост благополучия граждан, для достижения которого государство будет только наращивать расходы казны. Так, расходы на социальную политику вырастут с 5,84 трлн. рублей в 2021 году до 6,17 трлн. рублей — в следующем. В числе приоритетов здесь здравоохранение и образование. Существенно, почти на 35 процентов, вырастут расходы бюджета на реализацию национальных проектов. В 2022 году на эти цели предусмотрено выделить 3,6 трлн. рублей, в следующие два года — 3,9 и 4 трлн. рублей соответственно.

В новом бюджете заложен незначительный рост расходов на оборону — с 3,51 трлн. рублей в 2021 году до 3,81 трлн. рублей в 2023-м. Зато планируется значительно увеличить трансферты из федерального бюджета бюджетам регионов и существенно сократить различие в уровне их расчетной бюджетной обеспеченности.

Теперь о пополнении бюджета. Почти треть поступлений — это по-прежнему нефтегазовые доходы при прогнозируемой средней цене нефти марки Urals 62,2 доллара за баррель в 2022 году, 58,4 доллара 2023-м и 55,7 доллара за бочку "черного золота" в 2024 году.

По газу следует ожидать, что средняя контрактная цена на голубое топливо в 2022 году составит 208 долларов за тысячу кубов. Некоторое снижение на 6-7 процентов может случиться в 2023-2024 годах. Однако, главными поставщиками денег в казну остаются налоговики, примерно две трети всех доходов бюджета — это налоговые поступления, основные из которых НДС внутренний и импортный, налог на прибыль, акцизы и налоги на доходы физических лиц.

При этом курс рубля в проекте бюджета прогнозируется достаточно стабильный. Его колебания ожидаются в коридоре от 72 до 74 рублей за доллар. Скорее всего, занимать на внешних рынках в ближайшие три года Россия не будет. А вот на внутреннем рынке государство может занять почти 23 трлн. рублей к 2023 году.

По итогу можно сделать вывод, что трехлетний бюджет сверстан достаточно ровным, стабильным и социально-ориентированным документом. Однако это не значит, что его обсуждение и принятие в Госдуме будет очень простым. Правительству предстоит убедить депутатов в правильности экономических прогнозов, эффективности и справедливости распределения расходов бюджета. Тем более, что всегда нужно закладывать в него различные существующие риски: сейчас это по-прежнему пандемия коронавируса, всеобщая цифровизация, переход к "зеленой" экономике и декарбонизация. Они оказывают разнонаправленное влияние на мировую и национальную экономику. С этими проблемами придется считаться при принятии бюджета новоизбранным парламентом.

К тому же жизнь и стремительно меняющаяся экономическая ситуация могут вносить корректировки в параметры бюджета — ведь он запланирован на три года. В этом смысле показательна ситуация с бюджетами 2019 и 2020 годов, когда случилось сокращение деловой активности вследствие пандемии и ухудшение внешнеторговых условий из-за падения нефтяных цен. Тогда все бюджетные показатели пришлось переписывать по ходу чрезвычайных событий.