Российская VB Partners приобрела рязанский завод светотехники концерна Marelli

Москва. 7 октября. — Рязанский завод по производству автомобильной светотехники итальяно-японского концерна Marelli — ООО «Марелли Аутомотив Лайтинг Рус» — приобрела российская инвестиционная компания VB Partners.

Юрлицо предприятия было зарегистрировано в 1996 году и на тот момент принадлежало германскому концерну Bosch, подразделение которого в 1999 году создало крупный холдинг Automotive Lighting совместно с итальянской Magnetti Marelli. Последняя к 2003 году полностью консолидировала холдинг, куда вошло, в частности, рязанское предприятие.

Владельцем Magnetti Marelli до конца 2018 года был итальяно-американский автоконцерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA), который продал компанию японской Calsonic Kansei, подконтрольной американскому частному инвестиционному фонду Kohlberg Kravis Roberts & Co. (KKR & Co.). Как сообщается в ЕГРЮЛ, подконтрольная этому фонду немецкая Marelli Automotive Lighting Reutlingen 3 октября передала 100% долей в ООО «Марелли Аутомотив Лайтинг Рус» ООО «ВБ Партнерс» (VB Partners).

Основным владельцем ВБП с долей 75% до 2022 года был экс-руководитель инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубен Варданян. Сейчас собственники — это другой выходец из «Тройки» Михаил Бройтман (40%), а также Ваган Баблоян (30%) и гендиректор ранее принадлежавшего Варданяну ООО «Кью Кэпитал» Елена Орлова (30%).

Сообщалось, что инвестиции концерна Automotive Lighting в запуск первой производственной линии рязанского завода на конец 2010 года составляли около 10 млн евро. Предприятие поставляло фары, фонари и поворотники на конвейеры «АвтоВАЗв», «ГАЗа», «УАЗа», российского завода Volkswagen (ныне принадлежит группе AGR), а также площадки Renault — как на московский автозавод (ныне — «Москвич»), так и на зарубежные предприятия.

Выручка ООО «Марелли Аутомотив Лайтинг Рус», по данным его отчетности, в докризисном 2019 году составила около 4,5 млрд рублей, чистая прибыль — 116,5 млн рублей. Рекордно высоким оборот предприятия был по итогам 2021 года — около 4,7 млрд рублей. Начиная с коронавирусного 2020 года, завод три года подряд работал в убыток. В 2022 году он перевалил за 2 млрд рублей, что было связано, в частности, с признанием обесценения активов почти на 1 млрд рублей. на фоне начавшейся военной операции на территории Украины и введения санкций в отношении РФ.

После передачи российскому инвестору рязанского предприятия концерн Marelli продолжает владеть петербургским производством ООО «Марелли Рус», которое работало с 2012 года — в основном поставляло фары и фонари на автозавод Nissan, на территории которого располагалось. Выручка петербургской «дочки» Marelli в доковидном 2019 году составила более 2,7 млрд рублей при прибыли почти 420 млн рублей. В 2022 году оборот рухнул до 518,5 млн рублей, чистый убыток превысил 1,3 млрд рублей. За прошлый год выручка была ниже 150 млн рублей, прибыль составила порядка 1,2 млрд рублей и была обусловлена, в частности, «бумажными» переоценками.

ООО «Марелли Рус» в отчетности за 2023 год сообщает об увольнении сотрудников и продолжающемся расторжении договоров с контрагентами перед планируемой ликвидацией, которая состоится до конца 2025 года. Компания также сообщает, что передаст производственные линии «АвтоВАЗу» и ООО «Автозавод Санкт-Петербург», которое сейчас владеет бывшим заводом Nissan после уходя японского концерна из РФ.